Ваш ребенок – пятиклассник.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст уч-ся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного психологического новообразования младшего подростка.
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.
В этот период происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Успешность адаптации младшего школьника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Умственная активность уч-ся велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласованность темпов роста и развитие различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
«Новые» трудности в школьной жизни детей:
1. Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают.
2. Возросший объем работы как на уроке, так и дома.
3. Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.
Виды дезадаптации учащихся 5-го класса:
1. Интеллектуальная: нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2. Поведенческая: несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам ( агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная: затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая: отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная: эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Организация работы психологической службы по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников:
1. Диагностика сформированности учебных навыков, уровня школьной мотивации, межличностных взаимоотношений со сверстниками, педагогами.
2. Организация групповых занятий по специально разработанной программе.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса
4. Обсуждение результатов работы на пед консилиумах, родительских собраниях, групповых занятиях.
Рекомендации родителям пятиклассников:
1. Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Обязательное проявление интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка.
4. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
5. Учет индивидуальных особенностей.
6. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
7. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
8. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.