Трудные дети
Непослушных детей, а тем более детей “отбившихся от рук” принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число “трудных” обычно попадают дети не “худшие”, а особенно чувствительные и ранимые. Они “сходят с рельсов” под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять, а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Существуют четыре основные причины серьёзных нарушений поведения детей.
Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Конечно, это не приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно своё, а это – главное!
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим; ребёнка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся…
Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание, неуспеваемости в школе.
Смысл “плохого” поведения в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..”
Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится” Это – в душе, а внешним поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”, “И буду плохой!”
Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Таким образом, всякое серьёзное нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: “Мне плохо! Помогите мне!”
Разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с потерей веры в свои силы.
А выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребёнка. При разных причинах эта реакция разная, а переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребёнка.
Если ребёнок борется за внимание, то и дело, досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
Если подоплёка стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя обида.
Наконец, при глубинном переживании ребёнка своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадёжности, а порой отчаяния.
Так как чувства разные, можно понять какое именно подходит к вашему случаю, т.е. разгадать проблему вашего ребёнка: с чем, против чего, или отчего он “воевал”. А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.
Помощь в каждом случае будет разная. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовётся ваш ребёнок. А его привычные непослушания, которыми он добивался вашего внимания, не замечать. Тогда через некоторое время ребёнок обнаружит, что они не действуют, а внимание и так есть.
Если источник конфликтов борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Ведь для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
При налаживании ваших отношений воздерживайтесь от требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Здесь очень помогает то, что может быть названо “методом подстройки”: вы не оспариваете решение, к которому он пришёл, а договариваетесь о деталях и условиях его выполнения. Нам нужно понять, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма мольбы: “Позвольте же мне, наконец, жить своим умом”.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться её устранить.
Эмоциональная проблема ребёнка |
Родительские чувства |
Способы помощи детям |
Борьба за внимание |
Раздражение |
Совместные занятия, игры или прогулки |
Борьба за самоутверждение |
Гнев |
Уменьшить свой контроль за делами ребёнка |
Желание отомстить |
Обида |
Понять чем мы обидели ребёнка и устранить эту причину |
Потеря веры в собственный успех |
Безнадёжность, отчаяние |
Перестать требовать от ребёнка “полагающегося” поведения. Действовать совместно. Не критиковать |
Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать “полагающегося поведения. Стоит “сбросить на ноль” свои ожидания и претензии. Наверняка ваш ребёнок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это вы можете начать двигаться вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может.
При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!
Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Стоит поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят вашего ребёнка.
Надо заметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас немало терпения. Ведь нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Но это – единственный путь воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.
К тому же важно знать, что при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребёнок может усилить свое плохое поведение. Этим он проверяет искренность наших намерений. А мы здесь ещё раз поверим правильно ли мы определили наши чувства (раздражение, гнев, обиду или отчаяние), туда ли мы направили наши усилия.
Поймите, что определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам.
Ведь это же мы его родили, и значит в ответе за него.